Мнение относительно проекта Закона о внесении изменений в Закон о семье и связанные с ним законы

20. мая 2021

20.05.2021

Hекоммерческая организация Союз защиты детей представила Министерству юстиции свое мнение относительно проекта Закона о внесении изменений в Закон о семье и связанные с ним законы.

Краткое содержание

На протяжении многих лет Союз защиты детей подчеркивал (см. дополнительные материалы ниже), что все проблемы в связи с обязательством по содержанию детей необходимо рассматривать и учитывать в законотворчестве комплексно, чтобы максимально предотвратить судебные разбирательства по алиментам, а в случае, когда предотвратить их не удается, ставить в приоритет интересы ребенка. В числе прочего и в первую очередь семьям с детьми следует обеспечить лучшую доступность всевозможных консультационных, примирительных и терапевтических услуг, а также соответствие таких услуг потребностям конкретной семьи. Кроме того, необходимо повысить результативность взыскания алиментов.

НКО Союз защиты детей просит рассматривать настоящее мнение совместно с представленным в 2018 году мнением относительно намерения о разработке законопроекта и представленным в декабре 2020 года мнением относительно законопроекта (приложено письмо 1-8-2-20-49), оставаясь при точках зрения, приведенных в упомянутых мнениях (в т. ч. касающихся эффекта масштаба, дохода алиментообязанного родителя против учитываемой заработной платы, сомнительного влияния на сокращение количества судебных разбирательств и пр.). Как в 2018 и 2020 году, НКО Союз защиты детей придерживается мнения, что законопроект нуждается в дополнительном анализе, и продолжает подчеркивать необходимость в основательном анализе влияния планируемых настоящим законопроектом изменений с учетом интересов ребенка. До сих пор непонятно, в чьих интересах разработан законопроект и справедлив ли он в отношении детей, имеющих право на содержание.

В представленном в 2020 году мнении Союз защиты детей обратил внимание разработчиков законопроекта на то, что на основании как намерения о разработке законопроекта, так и самого представленного в ноябре 2020 года законопроекта неизбежно возникает впечатление, будто планируемое урегулирование призвано в первую очередь защитить живущего отдельно от ребенка/алиментообязанного родителя от чрезмерного обязательства – отправной точкой законопроекта является убеждение, что действующая система несправедлива в отношении таких родителей, а в результате изменений улучшится платежеспособность алиментообязанного лица и уменьшится вероятность возникновения у него задолженностей. В то же время в пояснительной записке указано, что планируемые изменения усложнят положение многодетных родителей-одиночек с низким уровнем дохода и, как следствие этого, также положение проживающих в таких семьях детей.

Поскольку допущения, следующие из текста намерения о разработке законопроекта, а также из первой версии законопроекта, не были опровергнуты исследованиями, проведенными в период между двумя версиями законопроекта, составители законопроекта по-прежнему не обладают уверенностью в том, будет ли законопроект способствовать сокращению числа должников/задолженностей по алиментам.

В своем мнении, представленном Министерству юстиции в декабре 2020 года, Союз защиты детей привлек внимание к тому, что при оценке благополучия ребенка было бы несправедливым учитывать минимальный уровень. Принцип наилучших интересов ребенка призван гарантировать, чтобы удовлетворены были все его потребности. Ряд специалистов, в т. ч. демограф и статистик Эне-Маргит Тийт, уже в конце 2020 года указывали на важный недочет настоящего законопроекта – приравнивание алиментов к т. н. прожиточному минимуму.

В 2018 году Союз защиты детей также обратился за консультацией относительно намерения о разработке законопроекта к эмерит-профессору Тартуского университета Эне-Маргит Тийт (Тийт глубоко изучала расходы на содержание ребенка и их формирование в 2004, 2008 и 2013 годах), которая на тот момент придерживалась мнения, что уменьшение прожиточного минимума (292 евро) не было бы в соответствии с современными тенденциями в целом, поскольку:

  1. в последнее время все цены (в т. ч. в особенности цены на продукты питания) в Эстонии выросли, т. е. содержание ребенка стало обходиться дороже;
  2. в определенные годы наблюдался также рост уровня заработных плат, т. е. даже семьи, получающие аналогичную другим финансовую поддержку, могут быть в худшем, чем они, финансовом положении;
  3. количество возможностей и средств физического и умственного развития ребенка растет день ото дня, однако все эти инструменты требуют вложения денег, из-за чего расслоение усугубляется уже в детском возрасте, что определенно нельзя назвать благоприятным для общества.

С вступлением в силу применительных положений размер алиментов сократится примерно на 100 евро в т. ч. задним числом для всех детей, в пользу которых ранее взыскивался прожиточный минимум. Союз защиты детей спрашивает, можно ли в таком случае говорить о наилучших интересах ребенка, если в пояснительной записке прямо сказано, что планируемые изменения могут усложнить положение многодетных родителей-одиночек с низким уровнем дохода? Как рассматривать ситуацию исходя из принципа законных ожиданий?

Союз защиты детей всегда придерживался мнения, что уклонение от уплаты алиментов не может быть допустимым в обществе. Также не стоит забывать, что родители являются для детей примером, поэтому родительское уклонение от исполнения обязательства по содержанию ребенка формирует отношение ребенка к его обязанностям. Какой сигнал государство подает детям в отношении выполнения обязанностей, продолжая покрывать родительское обязательство по содержанию детей за счет семейных пособий?

От сегодняшних детей зависит, каким будет общество будущего в Эстонии. Ранний детский период играет определяющую роль, оказывая заметное влияние на оставшуюся жизнь ребенка, поэтому важно создать подходящие для успешного развития условия. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, каждый ребенок обладает правом на многостороннее развитие и благополучие. Ребенок имеет право получать в этом от своих родителей всестороннюю поддержку. В случае с содержанием речь идет о праве ребенка и обязанности родителя. Наилучший вариант для ребенка – сотрудничество родителей и рабочие договоренности, в т. ч. в том, что касается его содержания. К сожалению, для слишком многих детей это не так.